Больше, чем просто хип-хоп
|
---|
Те, кто входят во вторую группу, клянут это на чем свет стоит и всячески критикуют первых, не забывая при этом пропаганду наук, здорового образа жизни и прочих не самых популярных нынче вопросов. Слушатели обычно принимают лишь одну сторону и не всегда обращают внимание на качество само творчества. А меж тем, вполне ясно, что и про хорошие отметки в школе можно читать бездарно и неубедительно, а про гриллз – так что самому захочется побежать к ювелиру. И наоборот.
Дуэт dead prez относится ко второму разряду. Более того, там они одни из самых радикальных и самых лучших. В начале нового века, когда даже на Public Enemy и KRS-One уже смотрели как на чуть полоумных старцев, появились двое рэпперов, уверенных в своих странных и сильных словах. Вместе с тогдашними звездами с Rawkus, но еще громче, они говорили о самосознании черного народа, о том, что, несмотря на внешнюю гипертрофированную толерантность, расизм в США никуда не делся, и что зачастую в нем виноваты сами черные, пытающиеся мимикрировать под белое общество. Сами M-1 и stic.man, естественно, этого делать не собирались.
Они и подружились, скорее, не на почве музыки, а из-за одинаковых политических взглядов, когда учились во флоридском университете FAMU, где традиционно обучаются афро-американцы. Там же они решили заняться рэпом, а помог им в этом Lord Jamar, участник группы Brand Nubian. Он же, заметив успехи своих молодых друзей, привел их на гремевший тогда лейбл Loud Records. Как вы можете прочитать в любой биографии dead prez, этот лейбл не уделял много внимания своим новым артистам – там уже были Xzibit, Mobb Deep, M.O.P., Big Pun, Wu-Tang Clan, не до новичков. Поэтому M-1 и stic.man сами строили свою собственную историю, которую сейчас бы назвали пиар-ациями – среди прочего, жгли доллары на концертах и кидали публике яблоки, тем самым пропагандируя здоровый образ жизни.
“Let’s Ger Free” стоит послушать всем, кто хоть сколько-то серьезно интересуется хип-хопом и готов узнать, как самые его начальные установки можно интерпретировать сейчас. как это сделано с позиции силы, без оправданий, без ненужной суеты. Чуть ли не каждая песня – манифест, убедительное, доказательное повествование на тему простых и правильных, казалось бы, вещей, о которых уже успели подзабыть. В “I am African” они отказываются от рабского термина «афроамериканцы», гордо говоря, что продолжают оставаться просто африканцами, в “Be Healthy” немудрено, на собственном примере, рассказывают, как важно иметь не только здоровый дух, но и его оболочку – вегетарианство, спорт, отказ от сигарет и алкоголя. В “They School” гнут свою политическую линию, утверждая, что образование в США замалчивает роль черных в истории, в “Mind Sex” искусно говорят о любви, не сводя ее к постели, более того, не принимают распространенный cреди других рэпперов легкий подход к сексу (“for me boo, makin love is just as much mental/I like to know what I'm gettin into”). Текст, кстати, принадлежит одному из первых рэпперов - Abiodun Oyewole из Last Poets. Ну и конечно, главный хит – “Hip-Hop”, своей жирной басовой линией въедающийся в память и самым провокационным вопросом в адрес коммерческих эмси – «You would rather have a Lexus or justice?».
При этом, эмси не старались отдалиться от современного мира, спрятаться во внутреннем мире. Тот же M-1 впоследствии делал биты и для David Banner. Их упрекали в нетипичной для «сознательного» рэпа модности в музыки, никаких тебе сэмплов из соула и фанка, а они резонно возражали, что так их слова услышат больше людей, которые вообще не задумывались о чем-то серьезном. Занятно, что в работе над одним треком принимал участие тогда никому неизвестный Kanye West.
Альбом это был вполне успешен для такого серьезного посыла – около полумиллиона проданных дисков. Последующие пару лет dead prez ездили с концертами, знакомились с новыми людьми, выпускали микстейпы. Среди новых знакомых оказалась и Эрика Баду, проникшаяся творчеством дуэта. Прониклась она и лично M-1, который на время занял место в ее сердце, освобожденное после разрыва с Common. Союз не ограничился лишь личными отношениями – dead prez спродюсировали последний на данный момент ее альбом “Worldwide Underground”. Справедливости ради надо сказать, что эта пластинка получилась самой спорной в ее дискографии.
Скоропостижно скончавшийся лейбл Loud Records попил немало крови у dead prez, в своих интервью они иронично называли главу компании Стива Рифкинда «массой Стивом». Контракт перешел по наследству к Sony, который не желал плотно работать с не топовыми артистами и второй релиз, “RBG: Revolutionary But Gangsta”, не вызвал такого резонанса. По правде сказать, и не мог бы. Несмотря на неплохую концепцию, в которой dead prez выглядели хоть и умными/сознательными эмси, но с сильным криминальным бэкграундом, и общее благоприятное впечатление, действительно сильных песен там немного - что “Radio Freq” и “Hell Yeah”, на который даже Jay-Z захотел зачитать куплет.
Нынешнее творчество dead prez вызывает на порядок меньше эмоций, чем раньше. Сольный альбом M-1 “Confidential”, затем совместная работа dp и Outlawz “Can’t Sell Dope Forever” и вышедший из этой коллаборации союз stic.man и Young Noble “Soldier 2 Soldier” – все это довольно интересно, но с революционностью дебюта сравнить сложно. Послезавтра выходит первый сольник stic.man “Manhood”, стоит проверить, сохранилась ли тенденция.
Дискография:
Let's Get Free / Loud Records / 2000
Revolutionary But Gangsta / Sony / 2004
M-1 - Confidential / Koch Records / 2006
dead prez & Outlawz - Can't Sell Dope Forever / Affluent Records / 2006
stic.man & Young Noble - Soldier 2 Soldier / Koch Records / 2006
stic.man - Manhood / Traffic / 2007
Комментариев нет:
Отправить комментарий